АТОМНЫЙ батискаф с рабочей глубиной 6 километров и автономностью несколько месяцев - это РЕАЛЬНО КРУТО!..
Военный атомный батискаф «Лошарик» испытали в Арктике
Уникальная подлодка взяла со дна Северного Ледовитого океана пробы грунта, доказывающие принадлежность к России хребта Менделеева
Глубоководная атомная станция проекта 10830 "Калитка", получившая за необычность конструкции прозвище «Лошарик», приняла участие в рамках экспедиции "Арктика-2012" в подводных буровых работах на шельфе Менделеева в Северном Ледовитом океане.
Как рассказали «Известиям» в Минобороны, лодка помогала корректировать бурильные работы, которые проводились с дизель-электрических ледоколов «Капитан Драницын» и «Диксон» для определения внешней границы континетального шельфа России.
- В результате совместной работы получен огромный объем геологического материала. Отобрано более 500 кг обломков классифицируемых горных пород. Результаты экспедиции лягут в основу заявки в комиссию ООН по морскому праву на подтверждение продолжения континентального шельфа России, ранее отклонённую за недостаточностью геологических образцов, и соответственно, приоритетного права на разработку ресурсов шельфа, - рассказал собеседник "Известий".
Он добавил, что по данным Минприроды хребты Ломоносова и Менделеева обладают запасами нефти и газа в объеме более 5 миллиардов тонн условного топлива.
Во время экспедиции был обследован весь хребет и пробурено три скважины на двух участках с отбором образцов грунта. С помощью "Лошарика", оснащенного манипуляторами, грунт смогли собрать драгой (устройство очиски породы от наслоений), телегрейфером (большегрузный ковш с телекамерой) и гидростатической трубкой.
Работы велись на глубине от 2,5 до 3 км в течении 20 суток. За счет атомного реактора и уникального титанового корпуска лодка может находится под водой намного дольше, чем гражданские батискафы на аккумуляторах.
По данным одного из участников экспедиции, у лодки в ходе работ были повреждена система внешнего освещения, которая помогают лодке освещать дно на глубине и находить различные предметы. Кроме того, придется ремонтировать манипуляторы, с помощью которых лодка забирает со дна океана пробы грунта и различные предметы.
Сейчас «Лошарик» готовят к техобслуживанию в 42-м цехе завода «Севмаш». Поскольку «Лошарик» оснащен атомным реактором, после каждого выхода в море лодку приходится поднимать в док и устранять мелкие неисправности.
— В ходе ремонта планируется восстановить техническую готовность лодки, проверить узлы и механизмы, в частности валы и гребные винты. Хоть глубина для этой лодки была не очень большая, но придется выравнивать корпус. Во время одного из погружений вышла из строя система внешнего освещения — заменим и ее, — пояснил источник в оборонно-промышленном комплексе.
Как рассказал собеседник «Известий», корпус «Лошарика» сделан из высокопрочного титана, поэтому устранить вмятины на корпусе намного сложнее, чем у обычной стальной лодки. Носителем «Лошарика» является переделанная стратегическая подводная лодка проекта 667 "Кальмар", у которой демонтированы пусковые шахты баллистических ракет — батискаф крепится под ее днищем.
— В феврале этого года мы уже ремонтировали «Лошарик». Готовили его к походу на Северный полюс. Установили дополнительное батиметрическое оборудование для сейсмического профилирования морского дна, в частности, профилограф (устройство для замера глубины донных отложений), гидролокатор бокового обзора и т.д. Тогда же подготовили запасные части и титановые плиты для повторного ремонта. Доработали и лодку-носитель, установили на нее многолучевой эхалот, — продолжил представитель Минобороны.
— Потребность в таком аппарате очень высокая. В России помимо «Лошарика» на глубине 2–3 км могут работать только глубоководные станции «Мир». В прошлую экспедицию под руководством Артура Чилингарова использовали оба «Мира». Но сейчас выполнить пришлось более сложные и длительные подводные работы. Для нее у «Миров» не хватает автономности. Поэтому решили использовать «Лошарик», — пояснил собеседник «Известий».
По словам представителя Минобороны, если «Мир» работает на аккумуляторах, которые обеспечивают работу в течении 72 часов, то
«Лошарик» — это полноценная субмарина с атомным реактором. Он позволяет обеспечить автономную работу батискафа в течение несколько месяцев. На ней есть места для отдыха экипажа, рабочие помещения, камбуз и т.д. При этом регенерация воздуха и воды обеспечивается не хуже, чем на космических станциях.
- "Миры", по сути - прогулочные батискафы. Манипуляторы у них слабые с ограниченым количеством движений, дополнительные средства батиметрии не поставиш,- объяснил представитель "Минобороны".
Сейчас «Лошарик» вместе с носителем входят в состав Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) Минобороны, которое подчиняется напрямую министру обороны Анатолию Сердюкову. В военно-промышленных кругах ГУГИ неофициально называют «подводной разведкой».
"Лошарик" прошел испытания в Арктике
Глубоководная атомная станция проекта 10831 "Калитка", известная также как "Лошарик", прошла испытания в условиях Арктики, приняв участие в подводных буровых работах на шельфе Менделеева в Северном Ледовитом океане. Как пишет газета "Известия" со ссылкой на источник в Министерстве обороны России, работы проводились в рамках экспедиции "Арктика-2012"; корабль помогал корректировать бурение.
Бурильные работы проводились с дизель-электрических ледоколов "Капитан Драницын" и "Диксон". Их целью было определение принадлежности России хребта Менделеева в Арктике; в перспективе такие сведения позволят расширить российскую арктическую зону свыше 370 километров, оговоренных международной конвенцией ООН. Такими же зонами в настоящее время располагают США, Канада, Норвегия и Дания.
В результате экспедиции со дна было поднято более 500 килограммов обломков горных пород. Результаты исследований будут включены в заявку в комиссию ООН по морскому праву на увеличение российской арктической зоны. Ранее Россия уже подавала такую заявку, однако она была отклонена из-за недостаточности геологических образцов. Расширение российской зоны в Арктике даст Москве преимущество при разработке ресурсов шельфа.
Все работы проводились на глубине 2,5-3 километров на протяжении 20 суток. "Лошарик", имеющий атомный реактор и уникальный титановый корпус, может находится под водой на большой глубине значительно дольше обычных батискафов. Глубоководная станция осуществляла сбор грунта манипуляторами, драгой (система очистки породы), телегрейфером (ковш с телекамерой) и гидростатической трубкой.
В ходе экспедиции у станции были повреждены манипуляторы и система внешнего освещения. Техническое обслуживание глубоководной станции будет производится в 42-м цехе "Севмаша". Помимо незначительного ремонта, на корабле будет выравнен корпус. Кроме того, будут проверены различные узлы и механизмы, в первую очередь, валы и гребные винты.
"Лошарик" входит в состав Северного флота России. Глубоководная станция с номером АС-12 способна
погружаться на глубину до шести тысяч метров. Корпус станции собран из шарообразных отсеков, в которых реализован принцип батискафа. Они расположены внутри легкого корпуса. Именно благодаря такой конструкции станция и получила прозвище "Лошарик", по аналогии с советским мультипликационным персонажем - лошадкой, собранной из шариков.
Носителем "Лошарика" является атомная подводная лодка специального назначения БС-136 "Оренбург" значительно переделанного проекта 667БДР "Кальмар" (у корабля демонтированы шахты баллистических ракет). Глубоководная станция крепится под днищем носителя. "Лошарик" входит в состав Главного управления глубоководных исследований Министерства обороны России и подчиняется напрямую министру обороны.