Раннее употребление металла (Быт. 4:21,22).
В Бытие сказано, что медные и железные инструменты были изобретены еще при жизни Адама. До недавнего времени считали, что о железе знали не раньше чем в 1200 г. До Р. X. Нов 1933г. Франкфорт нашел в руинах Асмара, вблизи Вавилона, железное лезвие, сделанное приблизительно в 2700 г. до Р. X. Это отодвигает время употребления железа ближе к сотворению. Медные инструменты были найдены в раскопках допотопных городов.
Еще при жизни Адама его потомки научились пользоваться медью, железом и изобрели музыкальные инструменты. Многие в наше время думают, что употребление железа не было известно до XII века до Р. X. В последующих этапах развития цивилизации историки и геологи применяют следующую терминологию:
Палеолит: ранний каменный век, использование необработанного камня.
Неолит: поздний каменный век, применение обработанного камня, кости и дерева.
Медный век: переход от камня к металлу.
Бронзовый век: 2500 - 1200 гг. до Р. X.
Железный век: 1200 г. до Р. X., продолжается доныне.
В 1933 г. д-р Г. Е. Франкфорт, в сотрудничестве с Восточным институтом, обнаружил в руинах Асмара, около 160 км на северо-восток от Вавилона, железный лист, который был сделан около 2700 г. до Р. X., таким образом, отодвинув границу употребления железа на 1500лет. Древнейшие надписи свидетельствуют, что Вавилония никогда не была населена людьми, не знакомыми с металлами. Медные инструменты были найдены в руинах многих допотопных городов. В Призме Уэльда рассказывается о десяти царях-долгожителях, которые царствовали до потопа. Там упоминается, что третий, пятый и шестой царствовали в "Бадгургурру". Слово это означает "город бронзовых изделий", Возможно, что это было занятие жителей города Каина (Быт. 4:17).
*******************
Потоп
(Быт. 6 - 9). (Быт. 6 - 9). Вавилонские рассказы о потопе, очень схожие с записями из книги Бытие, были найдены на многих табличках, которые были сделаны вскоре после потопа. В них часто употребляется выражение "время перед потопом" и "записи о времени перед потопом". Можно ли сомневаться в том, был ли потоп? Помимо этого, отложения от потопа найдены в четырех различных местах. В 1924 г. Вулли нашел в Уре слой нанесенной водой глины, толщиной в 2,5 м, под которым были найдены руины города. В Кише в 1928 - 1929 гг. Лэнгдон нашел подобный слой отложенной водой глины и под ним хорошо сохранившуюся допотопную колесницу с четырьмя колесами, сделанными из дерева и обитыми медными гвоздями. В Фаре, в считающемся по преданию доме Ноя, Шмидт нашел в 1931 г. слой чистой, отложенной водой глины и под ней вещи допотопных людей. В Ниневии, в 1932 - 1933 гг., Меллован нашел слои липкой грязи и речного песка вблизи нижнего слоя большой насыпи, вероятно образованной водой, в котором можно увидеть разницу в посуде под этим слоем и над этим слоем. Это ясно доказывает, что библейский потоп действительно был.
Эти придания о потопе, хотя и смешанные с политеизмом (многобожием), местами и мифами, являются доказательствами того, что они были приняты за действительность и хранились в памяти ранних жителей Вавилонии. Но так давно были найдены слои земли, оставленные потопом в трех местах: в Уре, который находится в 19 км от традиционного Едемского сада, в Фаре, традиционном местожительстве Ноя, в 95 км вверх по реке; в Кише, в пригороде Вавилона, в 160 км еще выше по реке Евфрату, и, возможно, в четвертом месте - Ниневии, в 480 км еще выше по реке Евфрату.
В Уре, городе Авраама, Объединенная экспедиция Университетского музея Пенсильвании и Британского музея, под руководством д-ра Ч. Л. Вулли, нашла в 1929 г. почти на самом дне урских курганов, ниже нескольких страт человеческого жилья, слой нанесенной водой глины, толщиной в 2,5 м, без всяких следов деятельности человека, хотя руины другого города находились под этим слоем. Вулли заявляет, что эти 2,5 м осадков на такой большой глубине и за такое продолжительное время не могли быть нанесены при разливе рек, а лишь таким большим разливом воды, как библейский потоп. Цивилизация ниже потопного слоя сильно отличается от цивилизации верхнего слоя, что доказывает, по Вулли, "внезапную и потрясающую перемену в истории мира"
Потопные отложения Киша Город Киш (Ухеймер, Эль-Охеймер, Ухаймир) был расположен на восточной окраине Вавилона, на высохшем дне реки Евфрата. Записи на табличках говорят, что он был первым городом, отстроенным после потопа. Объединенная экспедиция Музея Фильда Оксфордского университета, под руководством д-ра Стефана Лэнгдона, в 1928 - 1929 гг. обнаружила нанесенный водой чистый пласт глины, в нижнем слое руин Киша, толщиной в полтора метра, указывающий на большой потоп. Потопный слой находится немного выше стен руин. В нем нет никаких предметов. Под этими руинами обнаружена совершенно другая форма культуры. В руинах также была найдена четырехколесная колесница, колеса которой сделаны из дерева и обиты медными гвоздями; и найдены скелеты животных, которые тянули ее.
Потопные отложения Фары Фара (Шуруппак, Суккурру), местожительство вавилонского Ноя, находится на полпути между Вавилоном и Уром. В свое время он стоял на реке Евфрате, а теперь в 65 км на восток от Евфрата. Группа низких курганов, засыпанных песками пустыни, были раскопаны в 1931 г. д-ром Эриком Шмидтом, из Пенсильванского университетского музея. Он обнаружил здесь руины трех городов: верхний город времен третьей династии Ура; средний город древних шумеров и нижний - допотопный. Потопный слой находится между средним и нижним городом. Он состоит из желтой грязи, смеси песка и ила, определенно наносной; это сплошной грунт без всяких следов человеческой цивилизации. Под потопным слоем лежит слой золы, деревянных углей и остатков культуры тёмного цвета, которые могли быть обломками стен, цветными черепками, скелетами, валиковыми и штамповыми печатями, горшками, мисками и другой посудой.
Раскопки в Ниневии. В Анналах археологии и антропологии, том 20, стр. 134 - 135, М. Е. Л. Меллован, директор раскопок Британского музея в Ниневии, в 1 932 - 1933 гг., описывает раскопки "Великого кургана". Высота кургана была 28 м; 21 из этих 28 м представляют пять доисторических слоев. Приблизительно на половине высоты этого кургана, между вторым и третьим слоями от дна кургана, находится слой толщиной в два с половиной метра, состоящий из чередующихся слоев грязи и наносного речного песка, с 1 3 различными слоями, которые, по мнению Меллована, указывают на сильные дождливые сезоны. Замечена большая разница между глиняными предметами, находящимися под мокрым слоем и сверху его.
1. Исторический факт большого потопа, покрывшего широкую площадь ранней цивилизации, доказывается тем, что нанос в два с половиной метра толщины покрывает весь "культурный уровень" в Евфратской долине.
2. Шумерский "Список царей" из Нижней Месопотамии содержит запись о потопе. Такие выражения, как "затем потоп покрыл всю землю"... и "после потопа", встречаются в записях.
3. Шумерская табличка, написанная 2000 лет до Р. X., дает полное описание потопа: один человек был спасен в большой лодке благодаря вмешательству богов.
4. Вавилонская поэма Гильгамеша основана на этом рассказе, но она полнее описывает потоп. Рассказ взят из библиотеки Ашшурбанипала. Содержание этого рассказа весьма близко к библейскому.
5. Сходство весьма правдоподобное: 1) Оба рассказа придерживаются мысли, что потоп был божественным наказанием за человеческие преступления. 2) Один человек был предупрежден, и он спасся в лодке. 3) Оба рассказа одинаково описывают физические причины потопа, хотя библейский рассказ более устрашающий. 4) Оба рассказа упоминают об остановке лодки на горе, о двух птицах, из которых вторая не вернулась обратно. 5) Оба рассказа говорят о жертвоприношении спасшихся и их благословении.
6. В рассказе есть моральные, духовные и нравственные расхождения: 1)Понятие Бога в двух рассказах весьма не сходное: в одном возвышенная мысль о справедливом Боге, в другом - грубое многобожие. 2) Разные понятия о грехе. Иегова осуждает жестокие грехи, но не капризно, а с чувством справедливости.
7. Оба рассказа основаны на фактах. В Библии факты эти передаются в сдержанном благородном виде, с богословским и этическим содержанием. В вавилонском рассказе сохраняется только ядро истины, окутанное мифами и предрассудками, с утерянными моральными ценностями. Оба рассказа не вытекают один из другого.
|