Подкинем с лопаты на вентилятор
29 октября Минфин Украины сделал заявление, состоявшее, по сути, из двух пунктов.
Пункт первый:
В Лондоне прошла встреча кредиторов, на которой принято решение о реструктуризации долга Украины перед частными кредиторами. Реструктуризация оформляется в виде обмена старых выпусков еврооблигаций на новые украинские облигации с номиналом, составляющим 80% от старого номинала.
Меняются также процентные ставки по займу и отодвигаются сроки погашения долга. Согласие на такую реструктуризацию дали держатели бумаг на общую сумму 15 млрд. долл. Сокращение основной суммы долга составляет 3 млрд. долл.
Пункт второй:
Украина списывает свои долговые обязательства перед Россией на сумму 3 млрд. долл., поскольку Россия, будучи держателем еврооблигаций на эту сумму, отказалась от участия в реструктуризации.
Получается, что одним росчерком пера Киев 29 октября снизил свои международные долговые обязательства на 6 миллиардов долларов.
Здесь стоит напомнить некоторые детали. Украина на всех парах движется к дефолту. Технический дефолт Украины состоялся в конце сентября, когда Киев не заплатил частным держателям долга 500 млн. долл.
По графикам платежей следующим испытанием для Киева должна стать выплата России основной суммы долга по еврооблигациям - 20 декабря 2015 г. наступает срок погашения долга.
Киев решил предотвратить наступающий дефолт и сделать это крайне экстравагантным образом - в одностороннем порядке отказавшись от своих обязательств. Порошенко, Яценюк и Яресько идут прямо по стопам большевиков: те, помнится, взяв в октябре 1917 года власть, уже в январе 1918 года приняли постановление ВЦИК об отказе от выплаты долгов царского и временного правительств.
Накануне встречи представителей Украины с кредиторами в Лондоне, СМИ со ссылкой на публикацию в The Wall Street Journal сообщили, что США вместе с другими западными странами намерены пойти на изменения в политике кредитования Международного валютного фонда (Фонд), чтобы позволить ему продолжить финансирование Украины в случае дефолта по российскому кредиту.
Вашингтон регулярно использует Международный валютный фонд для достижения своих целей на Украине. В апреле прошлого года МВФ принял решение о выдаче Украине кредита на общую сумму 15 млрд. долл. Часть средств по кредиту была перечислена, затем произошла остановка выплат - Киев не выполнил ни одного пункта приложенной к кредитному соглашению программы реформирования экономики. Казалось бы, МВФ должен прекратить выплаты и выдачу новых кредитов Украине. Вместо этого начинаются новые переговоры.
В марте 2015 года заключается новое кредитное соглашение между МВФ и Украиной на сумму более 17 млрд. долл. Причем по новому соглашению условия кредита - еще более льготные, чем раньше.
За год работы с Украиной МВФ уже не в первый раз отступал от собственных правил. Прежде всего, нарушено правило, запрещающее выдавать кредиты стране, на территории которой ведется война. Принятие Фондом решения о новом кредите после провала предыдущей кредитной программы - также скандал. Например, по отношению к ВВП страны-получательницы, суммы кредитов, обещанных Киеву, являются рекордными для Фонда за всю 70-летнюю историю существования МВФ.
Дело в том, что команды в МВФ, штаб-квартира которого находится в Вашингтоне, идут с близлежащих улиц того же Вашингтона. И в первую очередь - с Пенсильвания Авеню, 1500, где находится Министерство финансов США, рассматривающее МВФ как свою дочернюю структуру. Это юридический факт - доля США в капитале и голосах управления Фонда, составляет более 17%, что позволяет Вашингтону накладывать вето на любые решения МВФ (блокирующая квота равна 15%).
До демонтажа в 70-е годы прошлого века Бреттон-Вудской валютно-финансовой системы, функции МВФ были очень конкретными: предоставлять странам-членам кредиты для выравнивания платежных балансов - выравнивание платежных балансов помогало обеспечивать стабильные (фиксированные) курсы валют.
С переходом к новой, Ямайской валютно-финансовой системе были легализованы плавающие валютные курсы, выравнивание балансов стало происходить "автоматически". Что делать МВФ?
Вашингтону удалось сохранить МВФ - с тех пор МВФ стал использоваться как прямой инструмент американской внешней политики.
Острая фаза кризиса МВФ началась пять лет назад: в конце 2010 года совет директоров МВФ проголосовал за 14-ю корректировку квот стран-членов, предусматривавшую повышение доли участия в капитале Фонда развивающихся стран и стран БРИКС - при соответственном понижении квот США и их европейских союзников. Но эти корректировки приближали Вашингтон к «красной черте» в 15% - Вашингтон мог потерять эффективный контроль над Фондом. Как же быть?
Решение было найдено тут же - гениальное по своей простоте - в том же 2010 году было решено удвоить капитала Фонда. Все страны за исключением США уже давно ратифицировали эти решения 2010 г.
В самом деле - зачем США перечислять в МВФ 60 млрд. долл. (обязательства США согласно решению об удвоении капитала МВФ), если США в ближайшее время могут утратить над Фондом контроль?
Кстати, в правительственных кругах США достаточно много и тех, кто считает, что МВФ надо оставить - ведь же нельзя бесконечно выкручиваться на международных форумах, отвечая на один и тот же вопрос: «Когда США проведут ратификацию решений МВФ?»